«Притяжение»: пришелец на районе

Режиссер: Федор Бондарчук
В ролях: Ирина Старшенбаум, Александр Петров, Риналь Мухаметов, Олег Меньшиков, Евгений Сангаджиев, Алексей Маслодудов, Никита Кукушкин и другие

Пока жители юго-востока Москвы в ожидании метеоритного дождя занимают крыши многоэтажек, в предвкушении другого внеземного события замерли российские военные. За облаками обнаружен неопознанный космический объект, по которому открывают огонь российские летчики. Сбитое НЛО летит в сторону Чертаново, попутно громя несколько сотен квартир. Под обломками одной из них чудом выживает школьница Юля, как оказалось, удачно отлучившаяся из эпицентра разрушений в порыве страсти со своим возлюбленным, уличным хулиганом Артемом.

Но другим повезло не так – горожане напуганы, многие потеряли друзей и родственников. Власти вводят комендантский час и оцепляют место крушения корабля, чтобы попытаться наладить контакт с огромными бронированными существами. Дни идут, а намерения пришельцев остаются неясными. Суровые спортивные ребята с района неистовствуют, ведь их территорию еще никогда так нагло не оккупировали, и плевать, что это инопланетные иммигранты. Впрочем, познакомиться поближе с одним из понаехавших пришельцев придется той самой выжившей Юле, чей дерзкий характер и истерики выводят из себя даже отца-полковника. Оказывается, трудные подростки – это и есть ключ к решению конфликтов межгалактического масштаба.

Режиссер Федор Бондарчук («9 рота», «Сталинград») в народе считается проводником худших оригинальных идей из заведомо спорных проектов. Розовые танки из «Обитаемого острова» до сих пор не могут забыть многие зрители. К счастью, в «Притяжении» отечественный кинематографист решил обойтись без шокирующих визуальных решений, и космический звездолет вполне тянет на нечто загадочное и разрушительное. Спецэффекты староваты для нашего времени, но не заставляют вспомнить о 1980-х. Хотя во многих моментах зеленый экран виден невооруженным глазом, а костюмы иноземцев и вовсе взяты прямиком из популярной компьютерной игры. Создатели явно посмотрели «Район №9», «Битву за Лос-Анджелес» и другие ленты о вторжении инопланетян перед тем, как развернуть действо в российских реалиях. То, что катастрофа начинается практически сразу, можно отнести к плюсам картины. Но как только градус постапокалиптичности происходящего снижается, перед нами разворачивается молодежная мелодрама за 380 миллионов рублей в худшем ее проявлении.

Главная героиня сначала переживает утрату подруги и всей душой ненавидит пришельцев. А затем мигом преображается и становится чуть ли не их главной защитницей, и о той самой трагически погибшей мы вообще от Юли (Ирина Старшенбаум) больше ничего не услышим. Ее отец, Валентин Лебедев (Олег Меньшиков), будучи ответственным за взаимодействие с НЛО и оборону столицы, не чувствует, как у него из одежды вытаскивают оружие и пластиковый пропуск. Зато в лучших традициях «Отцов и детей» не понимает свою дочь и ее выбор. Ну а тот самый Ромео из Чертаново по имени Артем (Александр Петров) и вовсе становится главным защитником человечества не из-за угрозы его уничтожения, а вследствие банальной ревности. И откуда столько оторванных от реальности персонажей в одном фильме?

Все актеры ужасно переигрывают, закатывая истерики вперемешку с «блистательными» проявлениями остроумия. Как-никак наряжать инопланетного гостя в пальто и спортивные штаны, а затем несколько раз повторять, что он из Питера – это очень смешно. Почти так же оригинально, как и называть школьного ботаника «Гуглом». А ведь хороших фантастических сюжетов со множеством необычных героев у нас действительно много. Те же приключения Алисы от Кира Булычева стали классикой жанра для нескольких поколений, а многочисленные романы Сергея Лукьяненко и супругов Дяченко ждут своего часа не один десяток лет. Но в итоге киношники как будто нарочно выбирают низкопробное сочинение группы школьников пубертатного периода, каковым является сценарий «Притяжения». В погоне за трендами создатели упрямо раскручивают историю «Сумерек» в стиле sci-fi, якобы делая упор на молодое поколение.

Проблема в том, что Бондарчук совершенно не понимает, как это поколение выглядит и чем занимается. В итоге относительно юные герои постоянно говорят «чо», отвратительно относятся к окружающим и носят исключительно спортивную одежду. А в качестве звукового сопровождения периодически проскальзывают «четкие» рэп-композиции с немудреным посылом «брат за брата» (о творческом камео музыканта Макса Коржа упомянуть все же стоит. – Прим. авт.). И, конечно, фильм не обходится без традиционных пикантных и совершенно ненужных сцен вроде полового контакта во время падения НЛО или неожиданных открытий главной героини под душем. Именно таким и должен быть высокобюджетный отечественный боевик с пришельцами, не сомневайтесь, все по-голливудски.

Впрочем, удручают даже не столько плохо прописанная мотивация, логика действий главных действующих лиц и клишированная история вторжения инопланетных гостей. Расстраивает то, как настойчиво режиссер делает смысловой акцент на вредности современных технологий для общества. Когда с экрана кинотеатра демонстрируют, как в людей вселяют агрессию посредством СМИ и видеороликов из блога на YouTube, а зомбированная толпа не выпускает из рук гаджеты во время смертельной опасности, становится грустно. Такие моменты еще можно понять в комедийных лентах, но в фантастике, пусть и развлекательной, они смотрятся откровенным бредом. Зато снимали «Притяжение» в атмосфере строгой секретности и даже побывали на объектах Министерства обороны. Так и на российскую версию «Дня независимости» можно замахнуться! Ведь самое главное, чтобы у фильма был нужный посыл, ну а бюджет уже… как минкульт даст.

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис»

Дмитрий Поляков, специально для afisha.74.ru
Просмотров: 14203