«Дюнкерк»: из огня да в полымя
«Дюнкерк»: из огня да в полымя

Режиссер: Кристофер Нолан
В ролях: Финн Уайтхед, Том Глинн-Карни, Джек Лауден, Гарри Стайлс, Кеннет Брана, Киллиан Мерфи, Марк Райлэнс, Том Харди и другие.

Небо над французским городком Дюнкерком к концу весны 1940-го уже давно перестало быть мирным и безмятежным. Немецкие войска с каждым днем подбираются все ближе и ближе, прижимая армию европейских союзников к прибрежной линии. Почти 400 тысяч британских и французских солдат оказываются в роли живой мишени. Их бомбят с воздуха, обстреливают с суши, а единственной надеждой остается эвакуация через Ла-Манш, на организацию которой все никак не могут решиться высшие английские чины – риск потерять все силы разом никто не отменял. Поскольку большие суда становятся легкой добычей немецких пилотов, с Туманного Альбиона призваны на помощь гражданские корабли, способные наконец вернуть своих солдат домой. Но поверить в реалистичность такого исхода событий без крутящегося волчка едва ли получится у всех тех, кто оказался в эпицентре военной катастрофы под Дюнкерком.

С легкой руки режиссера Кристофера Нолана война предстает перед зрителями с трех ракурсов: через выживание юных пехотинцев под гнетом судьбы и грохотом вражеских орудий, посредством личного героизма отца и сына, которые на маленькой яхте отправились в Дюнкерк, и под аккомпанемент воздушных баталий британских летчиков, оберегающих заветную переправу от немецких бомбардировщиков. Но даже при таком обилии маленьких человеческих историй главная особенность фильма заключается в том, что он скорее не о роли личности на поле брани, а о том, что война делает с людьми. Так что стоит предупредить сразу – если вы привыкли сопереживать судьбам героев, терпящим крах под гнетом обстоятельств, и ждете пробирающей драматической истории с врезающимися в память диалогами, то всего этого в «Дюнкерке» нет и не планировалось. И именно поэтому данный фильм у постановщика из Лондона вызывает самые противоречивые отзывы у зрительской аудитории.

Складывается впечатление, что Нолан прислушивается к критикам своих лент больше, чем к фанатам: «Начало» хаяли за неэмоциональность – выходит чересчур сентиментальный «Интерстеллар», которому уже пеняют раздутый хронометраж и перегруженные диалоги. И теперь появляется «Дюнкерк» с минимумом реплик и разглагольствований, да еще и продолжительностью менее двух часов. Такими темпами британцу и до идеальной кинокартины недалеко! Осталось только всевозможным меньшинствам угодить, и первая режиссерская номинация на «Оскар» со всеобщим обожанием в кармане. Если без шуток, его очередной фильм является, пожалуй, самым масштабным и технически идеально выполненным экспериментом, который имеет смысл смотреть только в самом современном кинотеатре. Дело даже не в упомрачительной и натуралистичной картинке, операторской работе или взвинченном темпе, а в звуковых эффектах и напряженных композициях Ханса Циммера, бессменного автора музыки для лент Нолана.

Известный немецкий композитор всецело задействован в создании саспенса, и как только вы отвлекаетесь от действия на экране, колонки мгновенно начинают тревожно гудеть. А те самые звуки секундомера из видеороликов к фильму проходят путеводной нитью через всю военную катастрофу на севере Франции. Они нагнетают атмосферу, чтобы мгновение спустя обрушить на вас и героев свистящие бомбы или заставить поморщиться от неприятного звука пулеметной очереди, пробившей обшивку ржавого судна. Особенно хороши сцены воздушных сражений, когда под прицелом камеры не только уходит в крутое пике очередной сбитый немецкий самолет, но и открывается вид на светло-голубое небо песчаного пляжа Дюнкерка. И как обычно в фильмах Нолана, присутствует огромное количество декораций, натурные съемки с использованием только практических эффектов и минимум компьютерной графики. Сцена затопления огромного корабля, доверху забитого солдатами, выглядит настолько реалистично, что «Дюнкерк» мгновенно превращается в высокобюджетную версию «Разрушителей легенд».

Как бы то ни было, перед нами все же кинофильм, а не визуальный аттракцион на тему Второй мировой войны, поэтому без крепкого сценария не обойтись, и по нему к режиссеру вопросов очень много. Он намеренно обезличил почти всех персонажей настолько, что сурового Тома Харди в кабине «Спитфайра» можно отличить от Джека Лаудена лишь по глазам. Ну а разобраться в том, кто же из сюжетно выделенных солдат с пляжа и есть звезда мальчиковой группы One Direction, даже к концу фильма не представляется возможным. Образ контуженного персонажа Киллиана Мерфи, привлекающего внимание с самого начала, оказался скомканным и невразумительным, героем-функцией, если хотите.То, как Кеннет Брана поднимает грустные глаза к небу, толкая банальные офицерские речи с парома, тоже в сущности не важно. «Дюнкерк» хочет заставить нас испытывать эмоции благодаря наглядной демонстрации разрушительной силы военного времени, при этом забывая о том, что даже если пути всех его участников в конце концов сольются воедино, этого будет слишком мало для возникновения ощущения сопричастности к настоящей человеческой трагедии.

Проводником между зрителем и героями кинокартины вполне мог стать Марк Райлэнс, одним взглядом способный показать все сомнения старого человека, который отправился в пламя войны спасать незнакомых людей, рискуя жизнью сына. Но у него не так много времени и слов, как могло бы быть. В «Дюнкерке» люди большую часть времени безмолвствуют, оставляя все объяснения на откуп стройным шеренгам у паромов и клокочущим выстрелам. Вполне возможно, что фильм заклеймят гимном трусости и высокобюджетной версией побега от войны, а то и вовсе сочтут скучной реконструкцией британского исторического позора, ведь все это так не похоже на традиционные советские военные ленты, а уж с американскими аналогами вроде прошлогоднего «По соображениям совести» и сравнить нельзя – у Нолана крови на экране и в помине нет. Однако ему все-таки удалось наглядно показать одно очень человеческое качество – стремление любой ценой и вопреки всем обстоятельствам просто остаться в живых.

                                                                                                      Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис»

Дмитрий Поляков, специально для afisha.74.ru
Просмотров: 3383