«Гоголь. Начало»: литературные байки с того света

Режиссер: Егор Баранов
В ролях: Александр Петров, Олег Меньшиков, Евгений Сытый, Таисия Вилкова, Артем Ткаченко, Юлия Франц, Евгений Стычкин, Ян Цапник, Сергей Бадюк и другие.

Для того чтобы войти в когорту великих русских писателей, нужно не только иметь талант и искусно владеть пером, но и быть готовым распутать самые загадочные убийства на хуторе. В общем, быть совсем как Николай Васильевич Гоголь. Он, конечно, порой падает в обморок и видит странные вещи, но кто из творческих личностей не без странностей? Пока вся поэтическая элита занята игрой в карты и прекрасными дамами, невротичный Гоголь подрабатывает криминальным писарем в Петербурге, параллельно скупая и сжигая свои первые произведения. Неожиданно для самого себя писатель помогает раскрыть преступление местному гуру сыска Якову Гуро, в компании которого впоследствии и отправляется в село Диканька. На периферии столичных господ поджидает противостояние как с хитроумными убийцами, так и с целым полчищем местной чертовщины. Но нашего Гоголя так просто не возьмешь, ведь в его неординарном уме сокрыта мистическая сила, о которой не подозревает никто, даже он сам.

В такую интерпретацию жизненного пути великого писателя с легкостью поверили продюсер Александр Цекало и телеканал «ТВ3», доверившие реализацию смелых сценарных фантазий постановщику Егору Баранову («Соловей-Разбойник», сериал «Фарца»). Вероятный успех так явственно маячил перед глазами руководства, что сугубо сериальный проект решили перенести на экраны кинотеатров. Таким образом восемь 45-минутных серий превратились в четыре кинофильма, а дебютная часть приобрела подзаголовок «Начало». Стоит сразу предупредить, что финальной развязки основной сюжетной линии ждать не стоит: лента заканчивается резко и интригующе на очевидном «продолжение следует». Это, впрочем, не мешает составить мнение о проекте и решить для себя, есть ли смысл ждать следующего фильма. И это далеко не самый худший вариант, принимая во внимание качество порождений отечественного кинематографа последних лет в жанре ужасов. «Гоголь. Начало» пытается балансировать на грани хоррора и детектива, тем самым лишь подчеркивая свою противоречивость.

Скажем прямо, следить за происками потустороннего в фильме страшно смешно. Пытаясь создать атмосферу с помощью фантасмагоричных припадков Гоголя, авторы собственноручно хоронят какую бы то ни было надежду на саспенс. То страшная рожа на весь экран слишком предсказуемо возникает, то потенциально жуткая ведьма на деле оказывается Мэрилином Мэнсоном в старости. Ни о каком напряжении, испуге или отвращении речи не идет. Конечно, если не вспоминать несколько откровенных сцен. Вообще, с обликом всего мистического у творения Баранова огромные проблемы – главное порождение зла в чисто назгульском костюме не вызывает ничего, кроме смеха, а компьютерная графика в моменты бесовщины выглядит откровенно дешево и нелепо. Вот и получается, что для сериала заложенного бюджета оказалось слишком много, а для киноленты слишком мало. При этом «Гоголь. Начало» вполне можно было бы считать удачной отечественной вариацией «Баек из склепа», если бы из уморительно-ужасного литературного альманаха ко всему прочему не пытались создать бульварный детектив.

За организацию последнего собственным присутствием в кадре отвечает харизматичный и однообразный Меньшиков («Покровские ворота», «Статский советник») в роли гениального следователя, стильная тусклая картинка и музыка, порой неприлично напоминающая музыку из «Шерлока Холмса» Гая Ричи. Скрытные односельчане с бесчисленными скелетами в сарае и любопытный писатель, вечно попадающий в неприятности, только дополняют картинку очередной реинкарнации приключений Холмса и Ватсона. Те же расследования примечательны лишь чисто гоголевским антуражем и вряд ли способны поразить интригой или событийностью, а характеры и действия второплановых героев банальны и предсказуемы, благодаря чему вызывают только улыбку. В конце концов, Ян Цапник («Горько!», «Жених»), не выпускающий из рук бутылку самогона даже за операционным столом – это почти также предсказуемо смешно, как и анекдотичный Павел Деревянко («Гитлер капут!», «Брестская крепость») в гриме Пушкина. Из подобного юмористического общества выбивается Александр Петров («Притяжение», сериал «Полицейский с Рублевки»), внешне, возможно, и похожий на Николая Васильевича, но при этом ужасно переигрывающий в любой ситуации. Безостановочные кривляния и жеманность вряд ли нужны были, чтобы показать Гоголя не от мира сего, с кучей фобий и неординарным мышлением в придачу.

И все же следует признать, что во всем этом сверхъестественном балагане на литературной основе есть некое очарование культурного хулиганства, старого доброго «трэша», неожиданно добравшегося до кинотеатров. Когда воспринимать происходящее всерьез не представляется возможным, а абсурдное воплощение неплохой идеи напрочь убивает скуку, заставляя ожидать еще большего мистического безумства на экране, особенно жаль, что создатели «Гоголь. Начало», похоже, так и не определились, что они снимают – плохой фильм ужасов или пародию на него.

                                                                                                    Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис»

Дмитрий Поляков, специально для afisha.74.ru
Просмотров: 7758