«Оно»: страхи детворы
Сеансы
Оно ужасы. США, 2017. Режиссер: Андрес Мускетти

Режиссер: Андрес Мускетти
В ролях: Джейден Либерер, Джереми Рэй Тейлор, Софиа Лиллис, Финн Вулфард, Чоузен Джейкобс, Джек Грейзер, Уайатт Олефф, Билл Скарсгард и другие.

Для любого школьника летние каникулы – это беззаботное время дружеского веселья и настоящих приключений. С одной лишь поправкой: все это не имеет абсолютного никакого смысла, если вы живете в провинциальном городке Дерри в 1989 году, где за вами неустанно наблюдают желтые глаза настоящего порождения зла. Впрочем, у вечно заикающегося мальчишки по имени Билл и так хватает проблем: его младший брат Джорджи отправился запускать кораблик под дождем и не вернулся домой. И если родители уже воспринимают исчезновения детей как данность, то Билл не готов с этим смириться и вместе с шестью друзьями решает докопаться до правды, каких бы кошмаров не пришлось ради этого пережить. Лишнего страху нагонять и не нужно – он уже рядом, днем и ночью, в разных обличиях и готов навечно поглотить каждого из семи ребят. Остается только следовать за красным воздушным шариком, ведь улыбчивый клоун Пеннивайз до смерти хочет полетать с каждым ребенком. А взрослые... Что они могут? Только лежать в крови и смотреть.

В отличие от экранных героев, положение зрителей, которые наблюдают за развитием истории «Оно» со стороны, в разы более приятное и безопасное. Создатели фильма постарались, чтобы подсознательно вам хотелось оторваться от экрана, но было сложно это сделать из-за интереса к происходящему. Кино действительно пытается вас напугать, выбить из зоны комфорта мягкого кресла, заставить вздрогнуть и стыдливо прикрыть глаза. Пусть не всегда получается изобретательно или эффектно, но эти приемы действительно работают. Кажется, что аргентинский режиссер Андрес Мускетти («Мама») воспользовался чуть ли не всеми приемами современных хорроров, не забыв использовать возрастной рейтинг «18+» по максимуму уже в самом начале ленты. В то же время у постановщика получилось показать и историю персонажей, которые не вызывают скуки или чувства стыда. И если вы считаете, что дело только в гениальном первоисточнике, то просто вспомните, что случилось с экранизацией «Темной башни». Каким-то образом Мускетти смог собрать актерский состав, который не является лишь глупым и раздражающим картонным фоном для демонстрации возможностей страха, чем грешат многие представители жанра.

Большую часть фильма нам показывают жизнь детей из маленького американского городка в конце 1980-х, делая жирный акцент на судьбе некоторых по воле создателей. Вот поэтичный и тучный Бен терпит издевательства местных хулиганов, а вот удивительно храбрая веснушчатая Беверли, которой нет покоя ни в стенах дома, ни среди одноклассниц, что уж говорить про астматика Эдди, чья матушка придумает миллион способов, чтобы уберечь сына даже от несуществующих болезней. Конечно, все эти образы давно известны, но они воплощены настолько живо, что сомнений в дружбе и воистину детском мировоззрении юных героев не возникает. Это действительно самые обычные ребята с нашего двора, которые катаются на велосипедах, слушают музыку из древних бумбоксов, ныряют с обрыва в воду и даже остроумно подкалывают друг друга, лишь изредка выходя за рамки шуток про мастурбацию и чужую маму. В конце концов, не случайно многие сравнивают кинокартину с другой экранизацией Кинга под названием «Останься со мной», считающейся настоящим гимном детству. При этом режиссер не забывает, что, собственно, хотят увидеть все, кто хоть краем уха слышали про «Оно», и дает Пеннивайзу полную свободу. Он всегда где-то рядом, готовый в любой момент показать свой оскал из ближайших кустов.

Интересно, что Биллу Скарсгарду («В космосе чувств не бывает») разрешили впервые встретиться с будущими объектами пугания только в гриме и уже на съемочной площадке, чтобы вызвать неподдельный ужас. И надо сказать, что ему это удалось без особых затруднений. Его клоун лишь отчасти напоминает легендарный образ Тима Карри из телефильма 27-летней давности и редко использует слова, предпочитая больше пугать, а потом неподвижно и зловеще улыбаться в камеру, вызывая неподдельную тревогу. И именно в этом кроется один из главных недостатков, без сомнения, удачной новой версии «Оно» – как такового саспенса в ней почти нет. Авторы решили сосредоточиться на проверенных хоррор-приемах, придающих повествованию динамичность и заставляющей зрителей вздрогнуть. В результате Пеннивайз становится слишком человекоподобным, напоминая босса компьютерной игры, которого хорошим парням нужно найти и уничтожить. Это уже не загадочное и зловещее нечто, а жуткий антагонист, ради которого, собственно, все и затевалось.

Лента больше придется по вкусу тем, кто в силу возраста или увлечений впервые по-настоящему знакомится с этой историей. Поклонникам романа Стивена Кинга и версии 1990 года, наверное, стоит отнестись к ухищрениям кинокомпании New Line Cinema снисходительно. Все-таки в современных голливудских реалиях результат мог выйти гораздо более поверхностным и далеким от первоисточника, даже если бы местом действия осталась Америка конца 1950. С другой стороны, интересно было бы взглянуть на замысел режиссера культового первого сезона «Настоящего детектива» Кэри Фукунаги, чьи идеи студийные боссы отвергли из-за чрезмерной жестокости еще на начальной стадии проекта. Ведь история «Оно», в каком бы году она не происходила, будет актуальна всегда. Как и протесты клоунов со всего мира по случаю выхода своей самой главной антирекламы на все времена.

                                                                                                     Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис»

Дмитрий Поляков, специально для afisha.74.ru
Просмотров: 7183