«Счастливого дня смерти»: когда «Крик» встретил «День сурка»

Режиссер: Кристофер Лэндон
В ролях: Джессика Рот, Израэль Бруссар, Руби Модин, Лаура Клифтон, Джейсон Бэйл, Роб Мелло, Рэйчел Мэттьюз, Рэмси Андерсон, Брэйди Льюис и другие.

День у Три явно не задался — проснулась с ужасным похмельем в постели незнакомого парня, явно не соответствующего статусу самой популярной девушки в университете, опоздала на пару, а главное — у нее сегодня день рождения — праздник, который не вызывает у девушки особого восторга. Но это не был бы комедийный ужастик, если бы подарком имениннице помимо вороха типичных для студенческой жизни проблем не стал удар ножом от таинственного убийцы в карикатурно-жутковатой маске младенца. И это только начало злоключений нашей героини — сразу после преждевременной кончины она просыпается снова и довольно скоро понимает, что смерть от рук маньяка была не просто кошмаром, вызванным чрезмерным потреблением алкоголя прошлой ночью, но началом петли времени, в которой она отныне застряла. Что же делать девушке в такой сложной ситуации? Конечно, вспомнить уроки, преподанные любимыми детскими книжками о юной сыщице Нэнси Дрю, и найти убийцу прежде, чем он найдет свою жертву!

Идея «Счастливого дня смерти» проста, как три копейки — «а что, если скрестить «День сурка» с молодежным ужастиком?» Ею фильм цепляет с самого трейлера, и ею же удерживает все недолгие полтора часа хронометража. Нечто похожее мы уже видели, причем совсем недавно — в январе 2017 популярная девчонка застревала в петле времени в экранизации романа Лорен Оливер «Матрица времени», разве что в том фильме не было хоррор-составляющей. Внимательный зритель, особенно если он поклонник слэшеров, найдет немало отсылок к другим фильмам — студенческое сообщество, полное красивых, но не слишком приятных в общении девушек, оказывающееся в центре сюжета, убийца, облаченный в маску символа университета — список можно продолжать бесконечно. С такими входными данными у «Счастливого дня смерти» было два пути — либо стать типичным комедийным ужастиком, что в наши дни едва ли было бы революционно или хотя бы актуально, либо оказаться редким образцом остроумной жанровой сатиры. Как ни странно, фильм не выбирает ни один из этих путей и осторожно балансирует где-то посередине.

Ни о какой постмодернистской деконструкции жанра уровня «Хижины в лесу» здесь речи не идет — «Счастливого дня смерти» не воспринимает себя слишком серьезно и не стесняется иронизировать над некоторыми привычными элементами ужастика, но границу откровенно сатирического все-таки не переступает. При этом типичным слэшером ленту нельзя назвать хотя бы потому, что там нет ни одной особенно кровавой сцены. В российском прокате фильм получил рейтинг 16+, но его можно приписать скорее нескольким не вполне пристойным выражениям героев. Даже сцена первой смерти Три, кажется, взятая прямиком из хрестоматии молодежных ужастиков, его не оправдывает — белоснежное платье героини, казалось бы, так и напрашивается на украшение несколькими пятнами крови, но зрителю этого не покажут.

Акцент в ленте вполне однозначно сделан не на смертях — разнообразных, но по большей части происходящих вне экрана — а на развитии характера главной героини. Три (в российском прокате это само по себе странное имя почему-то перевели как «Триш»), вполне достойно исполненная Джессикой Рот («Ла-Ла Ленд»), с первых кадров изображается как персонаж откровенно неприятный. Создатели не стесняются сгущать краски, рисуя ее портрет, — она грубит всем подряд, ссорится с сестрами по студенческому сообществу, игнорирует отца, спит с женатым преподавателем и делает множество других вещей, которые в ужастике прошлых десятилетий определенно заработали бы ей место первой жертвы — без права на воскрешение. Однако вынужденно проведя с ней чуть больше времени, зритель начинает понимать, что не все в популярной студентке так однозначно. Подробности биографии, высказывания и поступки Три очеловечивают ее. Конечно, стать типичной final girl, непорочной девственницей, единственной остающейся в живых в финале классического ужастика, ей не удастся, но вызвать приязнь и сочувствие зрителя она вполне способна. Второстепенным персонажам такая роскошь, конечно же, недоступна, и они до самого конца останутся воплощениями привычных тропов типа «популярная стерва» или «хороший парень», но с отведенными им ролями все актеры справляются неплохо и в откровенную картонность не скатываются.

Беззастенчиво «попсовый» саундтрек фильма в сочетании с яркой и приятной глазу, но не несущей отпечатка какого-то особенного стиля картинкой наверняка сделает его привлекательным для подростковой аудитории. Это далеко не худшее решение — более молодым зрителям будут близки и понятны проблемы, с которыми сталкивается Три, их увлечет атмосфера стереотипного университетского кампуса, а главное — они могут быть незнакомы с «Днем сурка» и не будут критиковать картину за вторичность. Кстати, для фанатов классической ленты с Биллом Мюрреем у «Счастливого дня смерти» припасено несколько сюрпризов — некоторые сцены являются прямыми отсылками к «Дню сурка», а в финале он даже будет упомянут героями в диалоге. Такой ход вполне оправдан и переводит фильм из разряда «беззастенчивое паразитирование на известной идее» в категорию «уважительная попытка переосмыслить классику».

«Счастливого дня смерти» приятно удивляет тем, что не так плох, как может показаться на скептический первый взгляд, но вместе с тем ему отчаянно не хватает чего-то — смелости? остроумия? оригинальности? — чтобы снискать широкую популярность. Если вы готовы на полтора часа погрузиться в атмосферу юности, отбросив излишнюю серьезность, и вместе с героиней нашаривать путь в непонятной, сложной, порой бестолковой, а иногда и опасной жизни — этот фильм заслуживает вашего внимания.

Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис»

Наталья Говорливых, специально для afisha.74.ru
Просмотров: 4988