×
ќткрыть
√ородские новости и погода в приложении 74.ru
 огда деревь€ были большими

–ежиссер: “ерренс ћалик
¬ рол€х: Ѕрэд ѕитт, Ўон ѕенн, ƒжессика „естейн, ’антер ћак ракен, Ћарами Ёпплер, “и Ўеридан, ‘иона Ўоу, ƒжессика ‘усельер и другие.

¬озможно, остались еще такие граждане, которые не пон€ли жизнь, однако искренне вер€т, что в районе стратосферы на пушистом облаке восседает немолодой мужик, который или от скуки, или от участи€ может рассказать любому желающему, хот€ часто в немилосердной форме, что в этом мире к чему. “ут они не ошибаютс€: немолодой мужик действительно существует, его зовут “ерренс ћалик, но проживает он в Ўтатах и зарабатывает на жизнь не раздачей советов, а съемкой коммерчески успешных лент. » поскольку по законам физики каждый почетный де€тель искусства рано или поздно должен обзавестись своеобразным итоговым эпиком, необ€зательно крутым и сопливым, как Ђ‘онтанї јранофски, но непременно глубоким и в меру непон€тным, ћалик в стороне не осталс€.

¬ силу своего возраста он обременен значительным количеством как профессионального, так и очень личного опыта, совокупность которых привела к ожидаемом результату, к общей концентрированной мысли, плотной, как эйнштейний, и чистой, как слеза Ц к картине Ђƒрево жизниї. ѕомн€ о требовани€х жанра, сценарист и режиссер отводит под этот проект чудовищно большой отрезок своего пути Ц больше тридцати лет на эволюцию от идеи до продукта. Ќо созерца€ Ђƒрево жизниї, первое, что приходит на ум Ц на это и п€тидес€ти лет не жалко. ¬торое Ц √осподи, за что € такое быдло.

’от€ иде€ ничего сверхчеловеческого не за€вл€ет, она провоцирует оторопь и бросает в холодный пот. „уть больше двух часов на экране живет типична€ семь€ середины прошлого века: скромна€, люб€ща€ мать, строгий отец и три сына, старший из которых чувствует нарастающую неуверенность в себе. Ѕолезненное воспри€тие окружающего мира особенно ранит, когда соседские семьи затрагивает смерть и безнадега, а непри€тные разговоры с отцом о важных основополагающих вещах случаютс€ чаще и заканчиваютс€ громче. «десь выразить то, что невыразимо по определению, ни печатным словом, ни произнесенным, помогает хаотичный интуитивный видеор€д, прочесть который оказываетс€ трудным зан€тием, поскольку он надежно замаскирован под плод неторопливой кудр€вой фантазии ћалика.

Ц “еперь он в руках √оспода.
Ц Ќо он всегда был в его руках.†

Ђƒрево жизниї оказываетс€ рассказом из серии Ђя познаю мирї, где за основу беретс€ не естественнонаучное знание, а набор конкретных ощущений, знакомых каждому, кто хоть раз пыталс€ соединить концы в исследовании своего места в мире. ƒействие зачастую не выходит за пределы придомовой лужайки, но масштаб предпри€тий, которые устраивают дл€ детей то мать, то отец, Ц вселенский. ќтдельные эпизоды даже настойчиво перебиваютс€ то пейзажами ёпитера, то панорамой видимой части космоса. ј центральной частью повествовани€ становитс€ не напр€женный семейный ужин, а визуально красива€, медитативна€ нарезка коротких клипов в духе передач BBC, повествующа€ о зарождении ∆изни и изобретении —мерти, о цикличности всего сущего на небе, как и на земле.

¬ центре этой прозрачной мысли Ц –ебенок, который еще не знает, насколько непригл€дным может быть его уютный мир, но уже замечает его уродства, предвз€тость, нелогичность, как бы смиренна€ ћать ни пыталась показать его насто€щее лицо Ц доброе и справедливое. ¬ этом смысле сюжетные изыскани€ не сто€т в картине ничего, Ђƒрево жизниї Ц это набор сигналов, который –ебенок принимает от родителей и от кого-то наверху, проводит их через свой скудный опыт и принимает решение. —обственно выбор ћалик предоставл€ет небогатый: путь благодати или путь эгоизма, однако не это главное. √лавное Ц что выбор, который сделает ребенок, указан не семьей, не безграничной заботой матери и сильным плечом отца, а кем-то наверху.

Ёта неприкрыта€ вера зарифмована в разных част€х картины, котора€, с одной стороны, трудитс€ проиллюстрировать библейскую заповедь Ђне навредиї, а с другой Ц предполагает, что —отворение Ц меропри€тие не запланированное, спонтанное и неуправл€емое, и оно происходит по сей день, не только в космическом пространстве, но и внутри каждого из нас.

‘игурально, ћалик выполнил наказ праотцов с небывалым усердием и ответственностью: дом построил, сына вырастил, дерево посадил. ќднако откровенно фестивальна€ работа Ђƒрево жизниї, котора€ способна ввести в дискурс массового зрител€, может считатьс€ сколь угодно передержанной, стерильной, наивной Ц на сегодн€ это единственное предложение остановитьс€, сесть и подумать еще раз.

Ѕлагодарим за сотрудничество Ђ—»Ќ≈ћј ѕј– ї.

Ќадежда —ЋјƒЌ» ќ¬ј, специально дл€ afisha.74.ru
ѕросмотров: 49568