×
ќткрыть
√ородские новости и погода в приложении 74.ru
ќблака не дл€ всех

–ежиссер: јлексей √ерман мл.
¬ рол€х: Ћуис ‘ранк, ћераб Ќинидзе, „улпан ’аматова, ¬иктори€  ороткова, ¬иктор Ѕугаков,  арим ѕакачаков,  онстантин «елигер, јнастаси€ ћельникова и другие.

—удьба четвертого полнометражного фильма јлексе€ √ермана-младшего была незавидной: долгие п€ть лет съемок и робка€ надежда на выход в российский прокат только после радужного приема на Ѕерлинском кинофестивале. Ќаконец фильм добралс€ до российского зрител€.  акое будущее его ждет? ќтвет на этот вопрос едва ли обрадует людей по эту сторону экрана.

¬ 2017 году в –оссии умирает очень богатый человек, который собиралс€ возвести высочайший небоскреб в форме спирали. ѕостройка здани€ становитс€ св€зующим звеном дл€ всех сюжетных линий. Ѕрат и сестра возвращаютс€ из-за границы на похороны папы-миллионера, не знающий русского €зыка гастарбайтер бродит по стройке, а талантливый архитектор переживает кризис среднего возраста. Ёто лишь мала€ часть представленных героев, их общее число достигает двух дес€тков. ‘ильм разделен на семь глав. ¬ них зритель узнает о том, какие сны мучают евре€-юриста, ответственного за постройку здани€, или почему искусствовед вместо написани€ диссертации водит иностранных туристов по развалинам, облачившись в дурацкий костюм. ќбъедин€ет всех героев Ђќблаковї одно Ц они говор€т невпопад и брод€т как в тумане среди пасмурного неба и тоскливых пейзажей не то ранней зимы, не то поздней осени.

¬рем€ действи€ фильма выбрано не случайно: здесь и отсылка к революции 1917 года, и повод отказатьс€ от изображени€ футуристического и техногенного мира. Ќелепый робот в форме пылесоса €вл€етс€, скорее всего, просто небрежным юмором режиссера. ѕо его мнению, –осси€ представл€ет собой стройку, в которой перемешаны бандитские 90-е, ———– с пам€тниками Ћенину и современный мир с планшетами и бегающими в лесах толкинистами. Ѕрошенные мельком слова экранных росси€н о будущей войне могут быть теперь восприн€ты пророчески или иронически, учитыва€ причастность ѕольши и ”краины к созданию фильма. » без того т€гучую и монотонную атмосферу фильма только усиливает посто€нный акцент на лицах героев и длинные пейзажные планы.

 стати, интересно, что тот самый серебр€ный медведь Ѕерлинского кинофестивал€ за выдающуюс€ операторскую работу досталс€ не одному человеку. —ергей ћихальчук и ≈вгений ѕривин никогда не пересекались на съемочной площадке и работали над разными част€ми кинокартины. » фильм действительно привлекателен своей визуальной составл€ющей. „то касаетс€ актеров, по некоторым данным, режиссер отсмотрел более дес€ти тыс€ч кандидатов, чтобы найти подход€щие типажи. ѕоэтому к его посто€нным актерам, ћарабу Ќинидзе и „улпан ’аматовой, присоединилс€ бельгийский музыкант Ћуис ‘ранк и даже актриса кукольного театра ¬иктори€  ороткова. √ерман-младший задействовал также дес€тки непрофессиональных актеров.

ѕожалуй, термин Ђперсонажиї характеризует Ђќблакаї лучше всего. ƒиалоги, фразы, истории, да и в целом посыл киноленты более характерны дл€ пьесы или современной интеллектуальной прозы, нежели дл€ фильма. «акадровый голос в начале сразу обозначает тему Ц лишние люди, затем звучат пространные реплики, обращенные в никуда, цитаты из Ѕродского, упоминани€ ћалевича и ѕетрова-¬одкина. —ловом, кино позиционирует себ€ как полотно мыслей бедных и запутавшихс€ интеллигентов, о –оссии думающих и, собственно, не знающих, что с ней делать. Ѕезусловно, если бы јлексей √ерман-младший выпустил книгу с подобным содержанием, она подверглась бы детальному анализу филологов всех вузов нашей страны. Ќо кинематограф €вно рассчитан на совсем другую аудиторию. Ќа Ђќблакаї не приведешь друзей провести уютный будний вечер. »м будет просто т€жело его смотреть, а некоторые и вовсе могут уйти после получаса, не выдержав ощущени€ вселенской безысходности с примесью символизма и чернухи.

ѕожалуй, фильм в очередной раз демонстрирует, что наши режиссеры совершенно не понимают, чем живет современный русский человек. «в€гинцев показывает так называемое быдло, а √ерман-младший Ц интеллигенцию. ѕричем последний честно пытаетс€ прийти к каким-то выводам о жизни и люд€х, но из Ђводыї афоризмов и философствований рождаетс€ лишь абсурдный выхлоп вроде девушки, сто€щей вниз головой на макушке пам€тника Ћенину. ¬ итоге все происход€щее просто невозможно воспринимать всерьез, а фраза Ђне верюї не раз приходит в голову во врем€ просмотра. –адует лишь одно Ц концовка Ђѕод электрическими облакамиї содержит оптимистическую нотку. Ќужно жить и двигатьс€ дальше, даже если вы не знаете, куда приведут эти хмурые облака.

Ѕлагодарим за сотрудничество  –  Ђћегаполисї.

ƒмитрий ѕол€ков, специально дл€ afisha.74.ru
ѕросмотров: 27378