×
ќткрыть
√ородские новости и погода в приложении 74.ru
”колотьс€ и забытьс€

–ежиссер: јлексей Ѕалабанов
¬ рол€х: Ћеонид Ѕичевин, »нгеборга ƒапкунайте, јндрей ѕанин, —ергей √армаш, —ветлана ѕисьмиченко,  атарина –адивожевич, ёрий √ерцман, јлександр ћосин, »рина –акшина, ёли€ ƒейнега.

Ќовый фильм јлексе€ Ѕалабанова Ђћорфийї, как и сн€тые им Ђ√руз 200ї и Ђѕро уродов и людейї, вызвавшие бурю споров, не предназначен дл€ семейного просмотра. Ќо посмотреть картину, несомненно, стоит. Ћитературной основой фильма стали ранние автобиографические рассказы ћихаила Ѕулгакова Ђ«аписки юного врачаї и Ђћорфийї. —ценарий ленты был написан около дес€ти лет назад —ергеем Ѕодровым-младшим, јлексей Ѕалабанов сн€л фильм в пам€ть о погибшем друге.

ѕересказывать сюжетную канву произведений, включенных в школьную программу по литературе, Ц дело неблагодарное. ¬ двух словах Ц талантливый молодой врач ѕол€ков (Ћеонид Ѕичевин) приезжает в уездный город N, чтобы зан€ть место немецкого врача, спешно сбежавшего из страны накануне революции. ¬ первый же день, пыта€сь спасти корчащегос€ в предсмертной судороге больного дифтерией, молодой доктор подхватил заразу и попросил медсестру јнну Ќиколаевну (»нгеборга ƒапкунайте) поставить ему укол морфи€. Ћекарство приносит не только выздоровление, но и при€тное забытье: в деревенской глуши молодой доктор отрезан от прежней жизни, о которой напоминают теперь только пошловато-сентиментальные романсы ¬ертинского на старом шип€щем граммофоне и снимок красивой актрисы, с которой, как угадываетс€, был безнадежный и мучительный роман. ¬прочем, кинолента €вл€етс€ весьма вольным прочтением рассказов классика русской литературы. Ќескончаема€ уныла€ зима, абсурд и в€зка€ монотонность серых дней в картине отсылают не столько к булгаковской прозе, сколько к произведени€м  афки (за экранизацию романа Ђ«амокї Ѕалабанов уже бралс€ Ц и вынужден был признать полный провал).

ћир, в котором оказалс€ ѕол€ков, темный, полный абсурда, способен погубить все лучшее в человеке. Ђƒиковатый народецї, Ц мимоходом брезгливо замечает фельдшер, показыва€ молодому доктору нехитрую обстановку сельской больницы и рассказыва€ о местных нравах: здесь, в глуши, повивальные бабки пользуютс€ большим уважением и доверием, чем врач из ѕетербурга Ц мучающуюс€ в схватках роженицу прив€зывают за ноги к потолку, чтобы ребенок в утробе прин€л правильное положение, а гангрену лечат заговорами и снадобь€ми. “алантливый хирург и клиницист с блеском проводит сложные операции: сцены ампутации искромсанной ноги юной деревенской красавицы, угодившей в м€лку дл€ льна, или трахеотомиии уже синюшной от удушь€ девочки сн€ты настолько натуралистично и скрупулезно, что зрители в зале, словно оказавшиес€ в анатомическом театре, невольно закрывают глаза. Ќи успевший повидать вс€кое на своем веку фельдшер, ни сестры милосерди€ не догадываютс€ о том, что перед тем, как вз€ть в руки скальпель, молодой доктор забегает в кабинет и лихорадочно листает пожелтевшие от старости медицинские справочники, а в непрогл€дно темные вечера все чаще прибегает к спасительному уколу морфи€, не в силах справитьс€ с ощущением бессмысленности жизни в безнадежно больном мире. ќт безысходности не спасает даже пронзительна€ любовь и преданность сестры милосерди€ јнны Ќиколаевны, котора€ поначалу гор€чо уговаривает доктора одуматьс€, а затем и сама становитс€ морфинисткой.

ѕыта€сь вырватьс€ из замкнутого круга, молодой врач приезжает в уездный город, чтобы пройти курс лечени€ от наркотической зависимости. Ќо город уже охвачен революцией. Alter-ego доктора ѕол€кова Ц фельдшер больницы из соседнего уезда √оренбург, который с первых минут знакомства заподозрил его в пристрастии к морфию, потому что и сам использовал дефицитное лекарство не только дл€ облегчени€ страданий больных. »менно хитрый и пронырливый еврей-фельдшер, в одночасье превратившийс€ в борца за революцию в кожаном плаще, с наганом вымогающего у аптекар€ дефицитный морфий, и становитс€ в фильме обобщенным образом Ђтворцаї революции, героем нового времени. Ќо антисемитизм в картине Ѕалабанова кажетс€ плоским и слишком уж бутафорским. “ак, оказавшись в психиатрической лечебнице в поисках спасени€ от морфи€ и абсурда окружающего мира, доктор ѕол€ков, увидев в окно, как борцы за революционные идеалы избивают барина, кричит в распахнутую форточку что-то неразборчивое о Ђжидовских мордахї. ¬прочем, к евре€м Ђкак-то не оченьї Ѕалабанов еще со времен ЂЅратаї.

—бежав из клиники, измученный герой в рваной и гр€зной больничной рубахе приходит в поисках тепла и тишины в пустой храм, наполненный золотым си€нием свечей. » батюшка накрывает корчащегос€ в ломке наркомана епитрахилью, словно прин€в его безмолвную исповедь и отпустив грехи.

»стори€ медленной деградации молодого доктора ѕол€кова разбита на краткие главы, название каждой высвечиваетс€ на экране в старомодной виньетке. √лавы станов€тс€ все короче, ритм картины убыстр€етс€, отража€ мен€ющеес€ мироощущение геро€, в последние дни способного различать предметы и оттенки окружающего мира только после очередного укола. ∆изнь морфиниста обрываетс€ в прокуренном зале провинциального синематографа, где безудержно ржет над пошлыми картинками на экране быдло, которому революци€ дала оружие и безграничную власть. ¬откнув себе в ногу последний укол, он пускает пулю в лоб. Ќо смерь ѕол€кова остаетс€ незамеченной, не смолкает ни гомерический хохот, ни музыка Ц зал, да и весь мир вокруг, охвачен наркотическим угаром насили€ и жестокости.

”ль€на Ѕ»—≈–ќ¬ј, специально дл€ afisha.74.ru
ѕросмотров: 27082