Зальцбург-100: Богема

  • Драма
  • Опера
  • Кино
  • Мелодрама
  • TheatreHD
  • 16+

О фильме

<a href="https://afisha.yandex.ru/events?tag=TheatreHD" target="_blank">Все события TheatreHD</a> В чём секрет популярности «Богемы» Пуччини? В чудных ли, откликающихся в душе мелодиях, живых чувствах, сострадании к главной героине, умирающей от чахотки? Или в том, что эта опера показала социально совершенно новых для оперной сцены персонажей — бедную творческую молодёжь и их подружек? Вероятно, и в том, и в другом. Зальцбургская постановка-2012 пытается донести до нас все составляющие этого успеха, поставив в центр композиции блестящих артистов, и прежде всего Анну Нетребко и Петра Бечалу. Понятия «богема» сегодня почти тождественно понятию «творческая интеллигенция». Не так было в XIX веке, когда сначала французский писатель Анри Мюрже, сам бывший когда-то бедным поэтом, вынес эту странную социальную группу «деклассированных романтиков» на страницы популярного романа. А потом два итальянских композитора, объединяемых сегодня понятием «веризм», то есть реализм в музыке, — Джакомо Пуччини и Руджеро Леонкавалло — одновременно писали оперы на этот сюжет, рассорившись при этом. Новаторство «Богемы» в том, что герои её — вовсе не герои. Поэт Рудольфо, художник Марсель, философ Коллен и музыкант Шонар живут не как буржуа и тем более не как аристократы. У них нет не только денег, но и общественные нормы для них где-то далеко. Их подружки «швея» Мими и «гризетка» Мюзетта мало отличаются от дешёвых проституток в представлениях того времени. Но у всех есть высокие стремления и сильные чувства. А рядом — мир богатства и статуса, который и манит, и отталкивает. В зальцбургской постановке 2012 года режиссёр Дамиано Микеллетто и художник Паоло Фантин пытаются актуализировать эту уже далёкую от нас социальную конструкцию. Её персонажи спят на брошенных прямо на пол матрасах, окружённые коробками, в квартире, похожей на сквот — захваченное индустриальное помещение с большим окном. Они живут не по правилам нашего общества. Мими приходит к Рудольфо не свечку зажечь, а прикурить сигарету. За окном — большой Париж, предстающий затем в виде гигантской карты богатого города. Весёлая жизнь этого города, вместо кафе и улиц Латинского квартала, протекает в шопинг-центре — как ещё показать общество потребления, которому противопоставляют себя юные бедные поэты и художники? Такова «Богема» наших дней. Вернее, недавнего времени: и видеокассеты с плёнкой, и «молодёжная» одежда персонажей видятся сегодня уже анахронизмом — в этом проблема жёсткой привязки оперной постановки ко времени. Но трепетные чувства Рудольфо и Мими, переданные выразительной музыкой Пуччини в конце XIX века, всё так же живы благодаря блестящим артистам нашего времени. Мими — неуверенный, нежный подросток в исполнении Анны Нетребко, чей голос в этой партии уже обретает сильное центральное звучание. Её партнёр — польский тенор Пётр Бечала, звучащий в этой записи как едва ли не идеальный Рудольфо. Эволюцию голоса Нетребко удобнее всего наблюдать на примере партий, которые она пела в разные годы на Зальцбургском фестивале. В записях, представляемых OperaHD в специальном проекте, посвящённом столетию старейшего и виднейшего мирового музыкально-театрального фестиваля, можно услышать как «раннюю» Нетребко в «Свадьбе Фигаро» и «Травиате», так и «зрелую» в «Аиде». Мими в «Богеме» Пуччини 2012 года — середина этой звёздной истории.

  • В ролях:
    Анна Нетребко, Пётр Бечала, Массимо Кавалетти, Нино Мачаидзе, Алессио Ардуини
  • Режиссёр:
    Брайан Лардж
  • Время:
    124 мин.
  • Страна:
    Япония, Австрия, Германия
  • Год производства:
    2012
  • Оригинальное название:
    Salzburg-100: La Bohème
Реализовано на базе сервиса Яндекс.Афиша