«Время первых»: дотянуться до подвига

Режиссер: Дмитрий Киселев
В ролях: Евгений Миронов, Константин Хабенский, Владимир Ильин, Анатолий Котенев, Александра Урсуляк, Елена Панова, Александр Новин и другие.

В самый разгар исторического соперничества между СССР и США генеральный конструктор Сергей Королев получает очередной сверхважный проект – как можно быстрее отправить нашего астронавта в чертоги открытого космоса. А если в Советском Союзе ставили задачу, ее, как правило, выполняли. Особенно если дело касалось космической гонки. Поэтому времени на подготовку в обрез, а окончательный состав экипажа до сих пор под вопросом. Военный летчик Павел Беляев получает травму после неудачного прыжка с парашютом и рискует остаться на Земле, с чем упрямо не желает мириться второй пилот Алексей Леонов, готовый добиваться возвращения напарника любыми способами. Но прежде чем они получат заветные скафандры, инженерам еще предстоит поломать голову над техническими неурядицами «Восхода-2» и предательски рухнувшим тестовым беспилотником. Но снизить степень риска для космических первопроходцев уже не в силах даже Королев – ставки слишком высоки. А по-другому к звездам и не летают, особенно если в кино все так, как наяву.

Выход в открытое космическое пространство в наше время уже не принято считать чем-то особенным. Экипажи на МКС сменяются настолько часто, что фамилии сегодняшних покорителей космоса вы вряд ли вспомните без обращения к Интернету. Это увеличивает значимость тех, кому первыми удалось совершить тот самый подвиг для всего человечества. А своими глазами увидеть то, как себя вели, о чем они думали и что чувствовали в те самые исторические мгновения как минимум любопытно. Для Евгения Миронова и Тимура Бекмамбетова в качестве продюсеров этот фильм является не только бесспорной кассовой удачей, но и кинематографической попыткой рассказать о таком событии, приуроченной, конечно же, ко Дню космонавтики. Отсюда и никого не красящий скандал с возможным переносом премьеры восьмого «Форсажа» с целью получить повышенное зрительское внимание, и многострадальная история создания проекта.

У «Времени первых» до пересъемок была другая дата выхода в прокат, другой режиссер и в целом совершенно отличная от финального варианта подача событий. И тот самый показанный во всех рекламных роликах прыжок Леонова к звездам не был главной фишкой и нашим ответом голливудской «Гравитации». Изначально большую часть фильма должна была занимать подготовка главных героев к миссии в звездном городке, встречи с историческими личностями, а самому полету отводилось совсем немного экранного времени. Поэтому режиссер Дмитрий Киселев (пришедший на смену создателю «Майора» и «Дурака» Юрию Быкову. – Прим. авт.) вместе с проработкой спецэффектной составляющей ленты решил добавить динамики повествованию. В итоге кинокартину условно можно разделить на три части: житейская драма советских людей, радости и гадости выхода в открытый космос и последствия неточного приземления в снежных пермских степях. Но выиграл ли от такого хода зритель, однозначного сказать нельзя.

Главный недостаток творения Киселева («Черная Молния», «Джентльмены, удачи!») заключается в том, что фильм получился излишне затянутым. При отсутствии реальной интриги в биографической ленте заскучать за почти 140 минут придется не единожды. Это касается прежде всего первой части, где идет демонстрация прошлого страны с анекдотичным Брежневым, безжалостными военными и до ужаса глянцевым и лучезарным СССР, в котором в граненых стаканах не было водки, а в больничную палату залезали через окно. Ретро-стилизация с костюмами, телевизорами и даже тем самым «Говорит Москва» от Левитана, конечно же, прилагается. А по-настоящему живым и запоминающимся героем во время этой приевшейся оды прошлому является решительный и несгибаемый Королев в исполнении Владимира Ильина. Гениальный конструктор думает о людях не меньше, чем о деле всей жизни, его переживаниям во время полета «Восхода-2» действительно веришь, потому что перед нами яркая и неординарная личность. Ильин живет этим образом, а не просто зачитывает реплики. Поэтому даже пафосную тираду о «нации в кандалах, которая без них разобьется» можно списать на бесстыдство и ангажированность сценаристов.

На удивление самым слабым актерским звеном ленты является Константин Хабенский, которого будто заставляют принимать участие в этом проекте ради всего российского кинематографа. Его Беляев всегда на втором плане и хоть как-то раскрывается с человеческой стороны только в финале. Понятно, что акцент «Времени первых» на Леонове оправдан, ведь о его жизни можно было узнать из уст самого Алексея Архиповича, а актерский талант Миронова никогда не подвергался сомнению. На деле же возникает ощущение, что Евгений хотел передать слишком многое: странные воспоминания о детстве с пробежками по колосящемуся полю, и страсть к рисованию, и теплые отношения с дочкой, а об одержимости миссией и говорить не приходится. Из-за чего центральный герой выглядит слишком правильным, ненастоящим, а его монологи отдают излишней театральностью и назидательностью. Но несмотря на все перечисленные драматургические шероховатости, космическим первопроходцам сопереживаешь. Их действия в ситуациях, которые нельзя воссоздать на тренировках, вызывают эмоции, не в последнюю очередь потому, что они борются с обстоятельствами, техническими неполадками и самими собой, а не против американских астронавтов или назло советским верхам.

Особенно завораживающими вышли орбитальные подвиги советских лётчиков-космонавтов. Операторская работа и сама картинка в эпизодах с невесомостью и управлением кораблем отсняты не только эффектно, но и скрупулезно, с вниманием ко всевозможным деталям, поэтому заслуживают высшей похвалы. Ключевой для истории выход в открытый космос получился настолько захватывающим и эмоциональным, что его стоит увидеть на большом экране. Режиссеру удалось добиться ощутимого напряжения там, где нет вторжения пришельцев или опасных астероидов, а есть самая настоящая работа, которую до этих мгновений в марте 1965-го не выполнял ни один человек на планете Земля. В этом и заключается главный успех «Времени первых». Для такого события, пожалуй, это будет лучшей данью уважения и памятью подвигу стольких людей. Ведь, как ни крути, если что-то мы забудем, вряд ли звезды примут нас…

                                                                                                      Благодарим за сотрудничество КРК «Мегаполис»

Дмитрий Поляков, специально для afisha.74.ru
Просмотров: 12602